Турбинное масло

Назначение турбинного масла

Независимо от типа турбинной установки, её компоненты подвергаются серьёзным нагрузкам: высокие обороты вала приводят к тому, что подвижные детали и узлы перегреваются. Сами лопасти находятся под постоянным воздействием горячего газа или пара, а значит, агрегат нуждается в отводе тепла. Эффективным решением этой задачи является использование турбинного масла, которое охлаждает как непосредственно элементы паровых и газовых турбин, так и вспомогательное оборудование.

Как и любое другое масло, оно смазывает детали и защищает их от слишком быстрого износа. Кроме того, оно может выступать и в роли рабочей жидкости в гидравлических и циркуляционных системах.

Смазочные вещества для турбин, как правило, производят путём глубокой очистки парафинистых нефтей, содержащих серу, и добавлением к получившейся основе функциональных присадок — специальных компонентов, улучшающих её базовые свойства. По сравнению с индустриальным маслом, турбинное требует гораздо более тщательной очистки, поскольку большинство случаев выхода турбоагрегатов из строя связанно именно с загрязнённым или некачественным маслом. Чтобы избежать поломок, нужно внимательно подходить к выбору продукта, его своевременной замене и обслуживанию маслопроводов.

Во время рабочего процесса смазочный материал неизбежно подвергается загрязнениям, поэтому необходимо периодически проводить цеховой контроль с целью определения необходимости внеочередной очистки или полной замены.

Выбор турбинных масел

Для адекватной работы оборудования смазочный компонент нужно подбирать в строгом соответствии с инструкцией по эксплуатации.

Вот ряд параметров, которые напрямую влияют на выбор:

  • текучесть;
  • кинетическая вязкость;
  • температура вспышки;
  • температура застывания;
  • класс чистоты;
  • кислотное число.

Характеристики, которыми должен обладать этот вид смазки, происходят из особых условий эксплуатации. Перечислим ключевые требования, которым должен удовлетворять качественный продукт:

  • антиэмульсионность;
  • отведение воды и пара;
  • стабильность физико-химических свойств на протяжении всего расчётного срока эксплуатации;
  • высокая теплоёмкость, позволяющая постоянно рассеивать тепло;
  • однородность состава;
  • способность к фильтрации и изначально высокая степень очистки;
  • устойчивость к образованию пены;
  • незначительное выпадение осадка;
  • усиленная защита металлических поверхностей от окисления, ржавчины и коррозии;
  • достаточная вязкость для снижения нагрузок на детали.

Классификация и маркировка турбинных масел может производиться по DIN, по ISO и по ГОСТам — в России наиболее широко распространён последний вариант. Он предусматривает маркировку масел без присадок литерой «Т» и числом, обозначающим вязкость — например, Т-22. Высокие показатели по характеристикам достигаются за счёт выбора наилучшего сырья и поведения глубокой очистки. Если же в составе есть присадки, к обозначению добавляется литера «п» — например, Тп-46.